События последних дней взывают обратить внимание на аналогии в прошлом.
Немного краткого исторического экскурса при наличии обстоятельных исследований.
В середине 17 века молодой царь Алексей, второй из династии Романовых и внук патриарха Филарета (в миру Фёдор Никитич Романов), в 16 лет восшедший на царство в 1645 году, возгорел желанием занять престол василевсов в Константинополе и создать объединяющую все православные народы греко-российскую империю.
Но, для этого ему необходимо было разгромить турок (агарян) Османской империи и, по наущению греческих иерархов, большей частью прошедших обучение в заведениях Флорентийской унии и находившимся в зависимости от турок и под влиянием католиков, ввести единообразие в церковных обрядах богослужений с греческими аналогами.
Турки и католики регулярно сталкивались в вооруженных конфликтах, где христиане чаще уступали мусульманам. Таким образом, католики были заинтересованы привлечь Русское царство в разрешении их поражений перед исламским султаном, что, к тому же, способствовало бы компенсации утраты своей паствы, перешедшей с Реформацией в протестантство из-под власти Ватикана.
Основную роль в этой интриге, начиная с конца 16 века, по соблазнению Московской Руси в войну с Османской империей исполняли иезуиты, верные служители Папы Римского.
Греческие иерархи под влиянием иезуитов многочисленно направляли русским царям свои послания с жалобами на угнетение агарян и просьбами вступить в войну, не забывая при этом выпрашивать дары и пожертвования.
Цари династии Рюриковичей, даже имея законные основания на престол Византийской империи в отличии от рода Романовых, не ввязывались в авантюру католиков и их сателлитов, зная их суть.
Однако молодой царь Алексей внял лести греков и своего окружения о собственной «богоизбранности», сменил возникшие в 1524-1525 годах идеалы Третьего Рима (Москвы) с устремления к Духовному и Небесному Царству на земное имперское господство, которое в форме византийской прелести уже почти четыре сотни лет довлеет в людских чаяниях России, и приступил к воплощению своего недалекого ума фантазий.
Для приближения с будущим потенциальным врагом требовалась общая граница, что достигалось путем присоединения Малороссии (Украины), в том числе в войне с Польшей.
К тому времени итогами Флорентийской унии были частично изменены не только богослужебные и догматические тексты греков и восточных православных христиан, но и верующих западных киевских земель.
Православное население Речи Посполитой подвергалось религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. Земский собор в 1653 году принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Московской Русью.
Чтобы не смущать новых россиян и в стремлении воссесть в Константинополе (Стамбуле), молодой царь Алексей под прикрытием священнослужителя Никона для единообразия с греками и малороссами форсировал церковные изменения, которые начинались еще при первом Романове на посту главы государства, и в административном порядке с применением насилия начал вводить их в обиход русских.
_ Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. С. Милорадович, 1885 год_
Очевидна была несуразность многих новаций и искажений священных текстов, что объяснялось влиянием иезуитов и условиями Флорентийской унии. Верные русские отказались принимать новшества царя Алексея и его друга Никона, который также поддался чарам греческих иерархов и желал занять пост Вселенского патриарха в Константинополе.
Для создания легитимности признания «незаконности» сопротивления верных русских с использованием различных обманов и ухищрений в Москве были проведены Поместные соборы 1654-1656 и 1666-1667 годов, которые подвергли осуждению прежние древлеправославные обряды, а последний к тому же проклял (предал анафеме) верных русских в угоду царю Алексею.
_ Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880г._
Так возник Раскол в Русской Церкви и среди населения.
Власть династии Романовых и тщеславие её членов не допускала признание собственных ошибок, расколовших религиозное общество и ввергавших в напрасные военные конфликты, направленные по своему замыслу на захват Константинополя (Стамбула), для создания миражной греко-российской империи.
Царепапизм в стране полностью разрушил самостоятельность Русской Церкви и вековую гармонию духовной и мирской власти, и при Петре 1 упразднил патриаршество, установив послушный Синод во главе светского назначаемого императором обер-прокурора.
Только начиная с конца 18 века и ближе концу 19 века стали появляться робкие намеки на признание верности древлеправославных правил, которых придерживались многие святые, в том числе молитвенник Русской земли прп. Сергий Радонежский. Но гордость царских особ за непогрешимость их предков и византийское прельщение не давали возможности исправить положение дел.
История изменилась после краха власти династии Романовых.
В 1917 году в России восстановлено патриаршество.
В 1929 году постановление Патриаршего Священного Синода старые русские обряды признаны спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
Закончилась четверть тысячелетия гонений на так называемых старообрядцев. Хотя у невежественных лиц сохраняется предубеждение и предвзятость к последователям исторически верных правил. Православным христианам дозволяется принимать участие в богослужениях в единоверческих и старообрядческих храмах по древлеправославным обрядам.
История вернулась к своим истокам и статус-кво. Вернемся к современности.
Ныне Греческая полиция запросила у церковных органов управления святой горы Афон разрешение на проведение операции по выселению монахов из милетского монастыря Эсфигмен! Игумен Мефодий «собрался защищать монастырь до смерти».
_ монастырь Эсфигмен со стороны моря (фото wikipedia.org) _
Очередной исторический экскурс, отраженный подробнее у иных исследователей.
В начале 1960-х годов, Римский папа встретился с патриархом Константинопольским для совместной молитвы и дальнейшего сотрудничества. Подобное эсфигмениты расценили как отступничество патриарха от православной веры, и в ответ на это монахи Эсфигмена, названные в дальнейшем за верность зилотами, открыто обвинили патриархат в связях с Ватиканом и экуменизме и прекратили поминать его.
Затем продолжались препирательства Константинопольского патриархата и монастыря Эсфигмен. Для устранения неугодных монахов было создано иное монашеское образование (спойлер) для занятия помещений монастыря.
Другие девятнадцать афонских монастырей и назначенная церковными властями «легальная» община Эсфигмена постановили, что нынешние насельники обители являются раскольниками, а старое братство должно выселиться. Однако монахи отказались покидать монастырь.
Противостояния в 1974 году перешли в применение силы полиции, выставившей оцепление монастыря, с угрозой насильственного захвата.
В ответ монахи заперли ворота, заявили о готовности умереть, если полиция попытается войти силой, и вывесили транспарант с надписью (лозунгом) «Православие или смерть» (греч. Ὀρθοδοξία ἢ θάνατος), который 21.12.2010г. решением Черёмушкинского районного суда Москвы был признан экстремистским и включён в Федеральный список экстремистских материалов.
В ходе состоявшего собрания Святой Общины представители всех монастырей Афона выразили свою обеспокоенность.
Есть опасения, что полиция будет действовать не только в отношении монастыря Эсфигмен, но и собирается войти в русский монастырь Святого Пантелеймона, а также болгарский и сербский монастыри и румынский скит.
Кроме того, имеются суждения: «Из Вашингтона поставили задачу изменить статус монашеской республики. В Греции не должно быть неконтролируемого очага свободомыслия и независимости. А для этого нужно убрать последнее место в стране, где власть принадлежит монахам — монашеской республике Святой горы Афон. Первым шагом станет открытие нового полицейского участка, который займется отслеживанием ситуации в монашеской республике. Как криминальной, так и политической. По сути задача властей Греции — реформировать монашескую республику. Властям необходимо убрать её самостоятельность и независимость, чтобы все было под контролем и не было никаких мест, где могут находиться даже потенциальные противники власти».
Есть предположения, что те монастыри, которые откажутся от согласования действий мирских и константинопольских властей, «будут взяты в обработку, и на них начнут давление». А в итоге, многие сходятся во мнении, что по итогам происходящего Афон должен превратиться в туристическую достопримечательность, по аналогу с Метеорами.
Очевидное и подтвержденное взаимосотрудничество Римского папы с патриархом не только Константинопольского, но и других патриархатов, а также между высшими иерархами католической и православной Церквей, в основном вызывает скрытое неприятие среди осведомленных православных христиан. И только монахи Эсфигмена открыто выступили против предательства веры и восточной Церкви.
Современные зилоты Эсфигмена сравни «старообрядцам» Руси, готовым принести свою жизнь в жертву за свои идеалы и веру против диктатуры правящих сановников.
Вопрос остается открытым: сколько времени пройдет, прежде соплеменники признают правоту меньшинства, отказавшегося подчиняться преступным требованиям властей?
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков (Б. Шоу).